Шпунтовый пояс был из бука, остальная обшивка из дуба. На концах планок обшивки ставили 2 толстых железных болта, проходивших через шпангоуты, с подложенными под головку круглыми шайбами.
Бархоуты представляли собой брусья, установленные сверху на обшивку и закрепленные железными болтами к шпангоутам. 'Royal' имел 6 пар бархоутов. Первый, второй и третий были 0,216 м x 0,379 м в сечении, четвертый 0,189 м х 0,325 м и пятый 0,162 м х 0,162 м. Чертеж выполнен согласно нижней иллюстрации. Ширина обшивки между ними равнялась 0,243 м, 0,121 м и 0,094 м соответственно.
Вант-путенсы крепились болтами между двумя ближними к ватерлинии бархоутами, как показано на рисунке с видом с боку - потому, что при креплении на обшивку в другом месте вызвало бы ее расшатывание или срезание болтов.
Пушечные порты, расстояние между которыми составляло обычно от 2,60 м до 2,92 м, на 'Couronne' были удалены друг о друга соответственно на 3,57 м. Они были 1 м шириной и закрывались сверху, как было принято в Англии и Голландии. (в Испании, напротив, сбоку).
Корабли обжигались. Против поражения червем при длительных переходах наносилось дополнительное покрытие, так что черви не проникали к самой обшивке. Об иногда применякмом как защита от червя толченом стекле речь не идет, но покрытие смесью извести и кокосового масла, которое еще не так давно употреблялось в Индии, упоминается. Найденная в музее заметка свидетельствует: '1 мая 1675 г. Как замена для свинцовой жести используется коротконарезанный, замешанный на смоле конский волос и густо смазанные жиром пихтовые доски'.
Доски обшивки, по-видимому, были очень плохо подогнанны друг к другу. Из Марселя сообщается о такой практике: 'между досками оставляли промежутки, чтобы затем забить их соответственно подогнанными планками, причем стыки дополнительно конопатились. Говорится, что португальцы покрывали корабли сначала свинцом и затем белой жестью; наш способ действовал, тем не менее, лучше, и свинец ставился только на стыки'.
В корме внизу находилась камера для сухарей, обшитая буком и с проконопаченными стыками. Из-за острых обводов в корме вода туда не попадала; для этого должно было бы быть больше чем 3 фута воды в трюме. На больших кораблях ниже этой камеры находился обитый провосченной парусиной пороховой погреб. Он имел два больших люка - в трюм и к Св. Варваре. Над камерой находилась каюта констебля, или Св. Варвара, где хранилось ручное оружие и заряды к нему; она была также кладовой для канониров и их 'кухней', там проходил румпель и стояли кормовые орудия. На третьей палубе - полу-палубе соответственно - находилась каюта капитана и перед ней каюткомпания, там же находился рулевой. По конструкции румпеля никакх данных не наденно. По бортам корабля размещались каюты сержантов. Впереди находился нактоуз с 3 или 4 нишами для компасов, лампы и песочных часов. На военном корабле было 8 компасов и 24 песочных часов, из них, соответственно, по одним на 3 и 4 часа, остальные на полчаса и на минуту.
Рис. 6. Оформление кормовой части
Согласно профилю кормового шпангоута PP и согласно голландским иллюстрациям
Палубой выше располагалось помещение для судового мастера и штурманов. Трап вел вниз к каюте капитана. Как говорилось, 'В передней части над печью находится место штурмана, которого он не может покидать во время вахты'. На французских кораблях вахта длилась 7 склянок, или три с половиной часа, на английских - 4 часа.
Расположение печи довольно своеобразное, хотя и правдоподобное, так как во время Луи XV клетки для кур находились на юте. На некоторых судах каюта была двухярусной, но это было редко, так как палуба имела слишком сильный уклон. Второй каютой пользовался капитан корабля, если его каюта была занята адмиралом.
Вокруг каюты на больших кораблях была кормовая галерея, стороны которой назывались галионами. По углам галерей были, как на 'Couronne', художественно вырезанные и раскрашенные павильоны или кабинеты. Галереи часто были крытыми и иногда такими большими, что над ними устраивали второй ярус. Галерея 'Couronne' могла поместить более 150 человек (в другом месте книга свидетельствует: более 100 человек). Эта часть изображена согласно иллюстрации, ее площадь должна была составлять минимум 42 кв. м или 0,042 кв. м на человека.
Над кормовой галереей находился транец с 'Tutele' или 'Dieu conduit' - изображением покровителя корабля, 'Нашей дорогой женщины' (?) или 'Св. Йосифа'. Так же, согласно инструкции, там находились гербы короля и адмирала. На самом верху находилась платформа с поручнями. Там располагались вахтенные кормовых фонарей и впередсмотрящий (?). На 'Couronne' было 3 кормовых фонаря из позолоченной меди со слюдой вместо стекла.
Орнаменты на корме изображены насколько возможно точно, в соответствии с иллюстрациями и по данным из текста. При оформлении кормовой части я позволил себе руководствоваться иллюстрациями современных 'Couronne' голландских кораблей и изображение девы на глобусе с лилиями на гербе считаю уместным. Тем не менее, нет ни малейшего представления о том, как выглядел герб на самом деле, так как это нельзя с уверенностью установить исходя из рисунков. Так же и для цветового оформления не оказалось никаких описаний. Книга ограничивается следующим высказыванием: 'Couronne' богато укращена цветными и позолоченнвми орнаментами, как и положенно королевскому кораблю. Однако так как на иллюстрации выше второй батареи показаны лилии, возможно, что вся верхняя часть была темно-синяя с золотыми лилиями. Согласно старых картин, бархоуты были черного цвета, а обшивка между ними, а также между портами цвета охры. Я не думаю, что полосы батарей были тогда красные, как обыкновенно до 1810 года, но внутренние стороны были красные - по меньшей мере, на палубе - возможно, как на галерах.
Палуба гальюна, разновидность имитации 'тарана' на галерах и шебеках, поддерживается снизу под клюзами двумя кницами и сверху двумя другими изогнутыми частями, которые назывались 'Herpez' или ригели гальюна, которые простирались от бака до конца княвдигеда. Шпангоуты ригелей и сами ригели образовывали здесь пространство, способное уместить много людей. Здесь стиралось белье, исполнялась нужда и при хорошей погоде иногда, в качестве наказания, привязывался провинившийся.
Палуба гальюна 'Couronne' имела 47 фута (15,27 м) в длинну. Таким образом, корпус корабля с вместе гальюном имел 63,34 м в длину (в другом месте книга указывает на 65 м); так что не совсем ясено, что подразумевалось под 'корпусом' корабля. Так как, если длина киля равнялась 38,91 м, то по правилам для кормового и носового подзоров и для расстояния между портами мы получим на 7 м большую длинну от гакаборта до носовой фигуры. Из-за этой неясности был принят масштаб, который дает 70 м длины и сохраняет гармоничные пропорции между всеми частями корпуса при построении теоретического чертежа.
Никаких деталей по поводу внутренней планировки трюма книга не называет. Говорится только, что на больших кораблях имелось помещение - 'львиная яма' - между фок-мачтой и битенгом, где жили помощники боцманов и где хранились блоки и канаты.
Внизу под палубой находились 3 камбуза - один для капитана, один для командира пехоты, а также один для солдат и матросов - все из древесины, обитые белой жестью и выложенные огнеупорными кирпичами. Наряду с камбузами были 2 прекрасных хлебных печи, место для баранов, индюков (более 500 птиц), черепах и другой свежей пищи.
Рис. 7. Вид с носа на кормовые каюты
1- платформа, 2- верхняя каюта, 3- 2-я каюта, 4- главная каюта, 5- полупалуба, передняя часть на 12 шпангоуте, 6- палуба 2 батареи, 7- палуба 1 батареи, большая Св. Барбара, 8- палуба маленькой Св. Барбары, 9- шпангоут 20, сечение по передней переборке верхней каюты, 10- шпангоут 16, сечение по передней переборке 2-й каюты, 11- шпангоут 12, сечение по передней переборке главной каюты.
Данные о носовой части судна оставляют желать лучшего. Так, например, кранбалка отсутствует не только на иллюстрации; слово Bossoir (кранбалка) не упоминается даже в довольно длинном глоссарии. Там это упоминается только под ключевым словом Bosse: что значит 'закреплять якорь при помощи каната на борту корабля'. Большинство старых иллюстраций показывают якорь в закрепленном положении. Отсутствие этой важной части привело бы ко многим неясностям, если бы не говорилось: 'для удержания якоря имеется над клюзами одна, как 'B(r)osseur' указанная деревянная балка, с талями на ней - 'Bosse', которые проходили через кольцо и ослаблялись при постановке на якорь'. На основании этого кранбалка показана как на старых кораблях, т.е. прямой, укрепленный параллельно палубе и поддерживаемый резной кницей деревянный брус. Башенка рядом с кранбалкой должна была бы создавать неудобства; исходя из других иллюстраций, она была на 'Couronne' как исключение.
Рис. 8. Чертеж расположения палубы и сечения по ватерлиниям.
Хотя ко времени постройки 'Couronne' ни водоизмещение, ни остойчивость не рассчитывались, имеет смысл сделать зто, полагаясь на современные данные. Результат будет следующим: водоизмещение между нижней кромкой шпунта на киле и ватерлинией 2181,4 т, водоизмещение носовой части судна 1146,87 т, водоизмещение кормовой части 1034,55 т, разница 112,32 т; коэффициент полноты водоизмещения 0,590, площади ватерлинии 0,859, плоскости мидель-шпангоута 0,829; площадь WL 740 м2, площадь погруженной части мидельшпангоута 60,4 м2; расстояние от центра тяжести до WL 1,998 м, высота метацентра над центром тяжести 3,200 м. Расчет сделан для размеров по шпангоутам; если учитывать обшивку толщиной в среднем 0,30 м, то водоизмещение составит 2460 т, и метацентр будет несколько выше из-за большей ширины. Верхний край гакаборта возвышался, как уже говорилось, на 24 м над килем и на 18,50 м над водой, кормовой подзор, напротив, только на 9 м и планширь на миделе на 6,50 м.
В следующей таблице приведены все данные из книги (отмечены + ). В перечислении дальнейших подробностей особой нужды нет. Грот-мачта была на 2 фута - почти 2° - наклонена к корме, бизань-мачта была параллельна грот-мачте, фок-мачта стояла вертикально. Для определения положения грот-мачты длинна по главной палубе делилась на 7 частей и грот-мачта ставилась таким образом, чтобы 4 части лежали перед ней и 3 части за нею. На Средиземном море стеньги стояли позади нижней мачты, на Атлантике, напротив, перед ней; указанные обоснования не имеют значения. Хотя изображения 'Couronne' не указывают на применение весел, в тексте говорится, что корабли с высокими бортами часто с успехом применяли весла и имели на борту весла длиной до 11,40 м, рассчитанные на 5 гребцов; на веслах проходили в день 3 или 4 мили(Lieues = старая миля, соотв. прим 5,5 км (согл. Sachs)).
+ Длинна от верхнего края гакаборта до носовой фигуры 70,00 м
Длина от конца ахтерштевня до конца форштевня 54,00 м
Длина по обшивке на ватерлинии 50,70 м
+ Длина киля 38,95 м
+ Длинна палубы гальюна за форштевнем 15,27 м
+ Сумма обоих подзоров, равная 1/3 длины киля 12,99 м
+ 3/4 для форштевня 9,76 м
+ 1/4 для ахтерштевня (у 'Royal' только 1/5) 3,23 м
+ Положение мидельшпангоута: на 1/3 длинны киля, считая от носа, или по середине между концами штевней.
Наибольшая ширина:
+ по шпангоутам 14,29 м.
с учетом обшивки 14,942 м
Отношение к длине по ватерлинии 1:3,47
+ Глубина трюма 6,00 м
Ширина по бимсу главной палубы (BD) к глубине трюма 1:0,41
+ Плоскость флоров, равная 1/2 BD 7,31 м
+ Расстояние от нижней кромки киля до орудийных портов 6,90 м
+ Высота кормовой надстройки над килем 24,36 м
Расстояние от орудийных портов до вероятной ватерлинии 1,50 м
Вероятная осадка в носу и корме (в книге не указана разница) 5,40 м
Глубина трюма 5,00 м
+ Форштевень описывает дугу с радиусом 1 BD вокруг точки на лоте на начало штевня. Эта точка указана с :+:
Высота гакаборта над килем согласно книге 24,00 м
Высота гакаборта над водой 18,50 м
Высота кормовой переборки над водой 9,40 м
Высота планширя над водой на миделе 6,60 м
Ширина на миделе с бархоутом 14,90 м
Ширина на миделе по планширю 9,80 м
Завал бортов, исходя из этого 5,10 м или около 1/3 BD
Ширина на контр-тимберсах 9,30 м
Ширина палубы верхней каюты 5,90 м
Завал транца равен 3,40 м или 0,36 градуса
Толщины деревьев набора согласно книге
+ Киль (на 'Royal': 0,812 x 0,408) 0,433 x 0,379 (m)
+ Шпангоуты возле киля от 0,487 до 0,541, возле книц 0,379
+ Шпигаты 0,081
+ Большие корабли имели флор-ридерсы.
+ Бимсы 0,379 X 0,379 с шагом в 2,136 м;
3 промежуточных бруса; 2 кницы 1,30 Х 1,62
+ Прогибь бимсов:: радиус 2 BD или 1 ' на 2' длины 1:24
+ Прогибь палубы: 1 ' на 2' длины 1:24
+ Межпалубное расстояние между 1 и 2, 2 и 3 палубами 2,274
+ Межпалубное расстояние в главной каюте 1,949;
+ Обшивка 0,270 - 0,298 Х 0,094 - 0,115 или 0,243 в зависимости от расположения.
Внутренняя обшивка толще наружной.
+ Бархоут закреплен на обшивке; первый, второй и третий сечением в 0,216 X 0,379, четвертый 0,189 X 0,325, пятый 0,162 Х 0,162. На 'Royal' было 6 пар бархоутов
+ ширина досок обшивки между ними 0,243, 0,121 и 0,094
+ Межпалубное расстояние до бимса 1,949
+ Высота фальшборта 1,236
+ Расстояние между пушечными портами 3,57
Согласно книге, корабль весил 'якобы' 1958 тонн и мог взять столько же полезного груза. В итоге получаем 3916 т. Для судна с такими размерами это много и делает уместным слово 'якобы'.
Рис. 9. Сечение по шпангоуту 20 и вид на переборку гальюна, согласно иллюстрации.
В книге говорится о 6 орудиях в носовой части. Как они были расположены, не уточняется; поэтому они не показаны