Для изображения такелажа и рангоута были использованы, кроме иллюстраций, множество данных из текста. Ниже приведены отдельные детали: грот-мачта Данные относятся к нижней мачте) должна была быть в три раза длиннее, чем бимс главной палубы на мидель-шпангоуте, то есть быть практически равной по длинне килю; на больших кораблях она могла быть несколько короче. Грот- мачта «Couronne» была 32,48 м в длинну при 39,98 м длины киля. Топы мачт были от 1,950 м до 2,27 м в длинну, на «Royal», тем не менее, 2,92 м. Незначительная длина топов в сравнении со стеньгами считалась долгое время причиной недостаточной прочности верхних мачт. Причина была, без сомнения, в том, что марсели и даже брам-марсели обслуживались с марсовых площадок, а не с рей, и должны были находится в пределах досягаемости. Довольно сложно себе представить, как можно это делать, не рискуя ежеминутно упасть вниз, хотя описываются сезни - тогда называвшиеся «Chis de Marticles» - тонкие канаты, которые охватывали парус в собранном состоянии на рее. Множество маленьких концов, свисаюших с нока рея на рисунке не могут быть этими сезнями, так как они обозначены как «булини». Этими сезнями являлись концы на шкаторине, служившие для того, чтобы парус, подтянутый, как и сегодня, гитовами, собрать у марса, и удерживая его там, закрепить в свернутом состоянии в середине рея, как видно на многих иллюстрациях.
РАЗМЕРЫ РАНГОУТА СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ И ДАННЫМ
* Топ флагштока, согласно книге, на высоте 70 м
Грот-мачта на «Royal» была 0,974 м в диаметре и сломалась, несмотря на хорошее оснащение; говорится, что «нужно было сделать ее 1,19 м». Диаметр между лонга-салингами был равен двум третям диаметра у фишей, следовательно, 0,650 м. До этого уменьшение толщины составляло только одну четверть. Мачты больших военных кораблей были снабжены чиксами из довольно твердой древесины. О посаженных на горячую бугелях не упоминается, а только о вулингах. Размеры всех частей фок-мачты были на одну пятую меньше соответствующих размеров грот-мачты, размеры частей бизань-мачты - на одну пятую меньше размеров фок-мачты. Согласно другому правилу, длина нижней грот-мачты должна быть равна длины киля, длина стеньги должна равняться длине подзоров. Грота-рей «Royal» был 26,00 м в длину, марса-рей - 2/3 грота-реи и брам-марса-рей - половину длины марса-реи. Толщина рей в средней части равнялась толщине мачты на эзельгрофте и уменьшалась к нокам на одну треть. Марса-реи были вполовину тоньше нижних рей. Диаметр мачты на топе был равен двум третям диаметра у фишей. Диаметр рей в районе мачт был равен диаметру мачты, на ноках - 1/3. К габаритам парусов: высота нижнего паруса, без бонетов - небольших, прикрепленных к нижней шкаторине при помощи бензелей дополнительных, доходивших до планширя, полотнищ - должна была равняться одной трети высоты нижней мачты. На больших военных кораблях с очень высокими кормовыми надстройками при кормовом ветре бонеты не ставили. Они не имели бы никакого смысла, так как корма перекрывала бы им ветер. Чертежи выполнялись согласно выше описанному правилу.
В книге не указано число бонетов. На иллюстрациях нигде не видно больше двух. На виде сбоку показано три бонета, так как на рисунке показано 4 комплекта булиней на гроте. Каждый бонет должен был иметь свой булинь, чтобы оставались еще булини, если убирали один или два бонета. Кроме того, также должны были оставаться булини, если все бонеты убирали. Грот-марсель был в высоту равен нижнему парусу или был еще выше. Если грот был, например, 8 локтей (9,504 м) высотой, то грот-марсель был 12 локтей (14,19 м). Это почти длина стеньги. Ширина верхней и нижней шкаторины были различными; «уши» или треугольные стороны, образовывали половину общей площади. Брамсели имели те же пропорции, соотношение размеров равнялось соотношению длин рей. Паруса фок-мачты имели те же пропорции, что и грот-мачты, но с уменьшенными на 1/5 размерами, как и сама мачта. Фок назывался «Pacfi de borcet» (передний парус). При сильном ветре один из углов подбирали гитовым. Уменьшалась ли площадь марселей при помощи современных рифов, с уверенностью сказать нельзя, хотя сезни упоминаются. В глоссарии Фоурнира для слова Palen-Quines (В разговорной речи того времени – «Риф-тали») говорится: «Канаты, которые удерживают оба конца рея, чтобы ловить и удерживать их при шквалах». Северин определяет это слово в 1738 г. как синоним для Balancine (Топенант). Он цитирует «Общее руководство всех маневров для всех возможных на море ситуаций» Шевалье де Тревиля и говорит, что марсели оттягивались с марса при помощи булиней – еще одно доказательство обслуживания парусов с марса. Я не нашел никаких достаточно достоверных документов для точного графического изображения. То, что я изобразил, является только предположением. Оно опирается на несколько лет практики после «Couronne». В ее время брамсели ставили только при хорошей погоде летом.
ПЛОЩАДЬ ПАРУСОВРассчитано по реям. К знаку (+): Если ширина верхней шкаторины грота была 30 м, то рей должен был быть 32 м длиной.
РЕЗЕРВНЫЕ ПАРУСА+1 Бизань с бонетом +2 Фок с бонетом
О стоячем такелаже говорится в книге: на «Couronne» было 10 закрепленных на марса-салингах вант. Тем не менее неизвестно, были ли они укреплены попарно или каждая оканчивалась огоном, как было принято на Средиземном море. Нижние концы вант крепились на юферсах. Нижние юферсы охватывались железной оковкой, закрепленной болтами между нижними бархоутами. Эти болты находились между ветром и водой. Ванты набивались при помощи талрепов, которые так же, как и сегодня, смазывали. Штаг охватывал мачту концевым огоном и проходил через салинг. Он обтягивался при помощи двух больших блоков. Нижний крепился за подковообразный обведенный вокруг форштевня штаг-краг, который был толще самого штага. Штаг натягивался шпилем, и тогда, как говорилось, грот-мачта была хорошо оснащена. Из этого можно заключить, что штаг обтягивался после вант.
СТОЯЧИЙ И БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ ВОЕННОГО КОРАБЛЯ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ В 1000 TОНН В 1642 ГОДУ
Эзельгрофт был широким и плоским, как было принято до конца 19 века. На нем было два болта с рымами для стень-вынтрепа, который, как и сегодня, проводился через шкивгат в шпоре стеньги. Блок вынтрепа весил 675 кг., несмотря на то, что его шкивы и оси были из железа. Стопор стеньги был деревянным. При плохой погоде на марс посылали двух человек, чтобы расстопорить стеньгу. Как только стеньга была спущенна, ее такелаж разоружали и оставляли только вынтреп. Если не было шторма, стеньгу опускали на два или три фута, без того, чтобы ее разоружать, при этом марса-рей покоился на эзельгрофте.
В заключение опишем подробнее грузовые тали обеих мачт. Они отличались от сегодняшних. Под марсом находился большой блок, через который проходил толстый драйреп, шедший к борту. Один конец крепился жестко, на другом был блок с талями, заведенными через третий блок с гаком и через второй так, что десять или двенадцать человек могли при помощи ходового конца поднимать до 2000 фунтов. При использовании шпиля требовалось только восемь человек. Для тяжелых грузов к драйрепу крепили двухшкивный блок, который вместе с нижним двухшкивным блоком образовывал тали. На фок-мачте имелись также тали для поднятия якоря, так называемые «Pentures de candelette», фок- или боковые тали. Для большей наглядности на виде сбоку эти тали не показанны.
Рис. 10.
На больших кораблях имелось восемь якорей. Самые тяжелые весили до 5433 кг., в среднем 4010 кг. Веретено якоря было в три раза длиннее лапы или (см. рис. 10) веретено делили на две части и вокруг центра нижней части чертили окружность с радиусом 1/4 L и для лап отмеряли 1/6 длины окружности. Шток был такой же длины, как и веретено, и, вероятно, снимался, когда якорь крепился по походному, так как на большинстве рисунков якорь показан без штока. Соотношение веса якоря к водоизмещению судна было 100 фунтов на 20 тонн. Вес второго якоря составлял 3/4 веса первого, вес третьего - 2/3 и четвертого половину. Большие якоря стоили 20 ливров за центнер (49 кг.), т.е. 0,40 ливров за килограмм, Малые стоили 18 ливров за центнер. Рым якоря был оклетневан. Буйреп был такой толщины, что с ним можно было выбрать якорь. Якорный канат большого якоря был 120 брасов (195 м) в длину и был в два раза тяжелее самого якоря. Канат малого якоря был 80 (130 м), верпового якоря от 150 до 200 брасов (243-325 м) в длину. На судне было шесть канатов и несколько дополнительных тросов. На «Couronne» якорный канат был 0,595 м в толшину. Большие военные корабли при свежей погоде отдавали только один якорь и вытравливали три или четыре сцепленных между собой якорных каната. Это было лучше, чем три якоря, которые работали неравномерно. Упоминается, что якорный канат накладывался на шпиль, т. е. кабаляринга не было. К сожалению, метод накладки каната на шпиль так же мало описан, как и положение самого шпиля. Он должен был находится в носовой части судна, так как кабаляринг не использовали и сам процесс должен был быть таким же неуклюжим, как и в конце 18 века, когда Академия наук учредила приз за разработку новых методов работы с тажелыми якорными канатами. К тому времени имелись битенги и, к счастью, так же изображения, так что это описание военного корабля могло быть дополненно.
ЯКОРНЫЕ КАНАТЫ
ЯКОРЯ + 6 больших, 1 верповочный
Некоторые дополнительные данные о снаряжении: вооружение было разнообразным. Существовали дальнобойные орудия (калибром 15, 20 и 24 фунта) и 48-и фунтовые оруия весом в 3400 кг. Фальконеты применялись для ближнего боя. Мушкеты были тяжелее, чем в сухопутных войсках. Кроме того, имелись алебарды, круглые щиты и арбалеты с натажным механизмом (для поджигания парусов). Боезапас составлял 50 выстрелов на ствол. Вес порохового заряда составлял половину или треть веса снаряда. С боеприпасами обходились экономно. В заметках о французском флоте Фоурнир называет очень низкое число – два залпа на сражение.
ОРУДИЯ + 14 тридцатишестифунтовых пушек
На «Couronne» было 638 офицеров и чинов: При поддержке боцмана капитан делил весь экипаж – начиная с себя и капитан-лейтенанта и заканчивая юнгами – на две части, одна – боцмана, другая помощника боцмана. Вахта длилась, в зависимости от страны, 3, 4 или 5 часов, во Франции 4 часа. Капитан приглашал вельмож и чиновников, которые того заслуживали, за свой стол. Боцман и штурман, как правило, не входили в этот круг, но было умнее их пригласить, так как эти два господина имели после бога наибольшее влияние на успех путешествия. На Средиземном море матросы никогда не спали на нижних палубах, только на верхних. Распределение работ при маневрах было предоставленно нижним чинам. Первый старший матрос (квартермейстер) вызывал одного человека, тот вызывал следующего и так далее. Так образовывались отделения для несения внутренней службы. Списки вывешивались на борту. Затем главный канонир делал выбор и писал именные записки, которые раздавал канонирам. Записки вывешивались возле каждого орудия. Надсмотрщик проводил на каждой вахте перекличку. Он получал за каждого закованного в кандалы человека пять су. Фоурнир считал, что не нужно было брать на борт солдат, моряки были бы лучше. Боцман был первым офицером, назначенным капитаном. Его власть распространялась только на моряков. Он проверял судно и нес ответственность за воду. У него был свисток, он отдавал распоряжения при маневрировании по указаниям штурмана и отвечал за паруса, к которым никто не имел права без его указания прикасаться, если судно находилось в море. Капитан и армейские офицеры перекладывали на него зти обязанности полностью. Боцман готовил судно к отходу и снимал с якоря, он, по указаниям штурмана, отдавал распоряжения по изменению курса и информировал об этом капитана. Его вахта и вахта его помощника длилась 7 склянок, или 3 1/2 часа. По указаниям штурмана он распоряжался о постановке или уборке парусов и проведению маневров. По окончанию вахты он бил склянки и вызывал следующую вахту. Перед сражением он приказывал своим помощникам, а также плотникам и конопатчикам, бывшим так же в его распоряжении, провести необходимые подготовительные работы. Он отвечал за грот- и бизань-мачты, помощник боцмана – за фок-мачту. Он содержал корабль в чистоте и наказывал провинившихся матросов. При необходимости по его команде якорь поднимали на борт и демонтировали шток, чтобы он не цеплялся за фок, а также отсоединяли якорный канат. Это происходило, если корабль находился в 100 лье (5,555 км) от берега. Если во время шторма нужно было выбросить за борт тяжести, чтобы облегчить судно, он сообщал об этом капитану. Тот информировал своих офицеров, прежде всего счетовода. Штурман всегда был вторым офицером, а именно из-за своих научных знаний. Он прокладывал курс и нес за это ответственность. Кроме него на борту было два штурмана, проводившие астрономические набдюдения. Во Франции говорилось, что штурман, по вине которого потеряется судно, будет незамедлительно повешен. По причине такой строгости мало кораблей было утрачено по недосмотру. Штурман должен был иметь необходимые инструменты и лично намагничивать стрелки компаса. При возможности он имел при себе хороший магнит. Он проверял все, должен был знать погрешность компаса и постоянно ее контролировать, ориентироваться по звездам и уметь обращаться с картами. Он не должен был делать тайны из расчетов положения судна. Хороший штурман рассчитывал всегда немного больше времени – если корабль проходил за час два лье, то он считал на одну восьмую меньше, чтобы прибыть к берегу раньше рассчитанного. В его обязанности входила также работа с лотом. Помощник боцмана отвечал за такелаж, обследовал помпы, командовал на шпиле, распоряжался о проверке такелажа и перед боем о закреплении рей. Помощники боцмана на баке должны были бросать кошки.
Господин Эврад, изобразивший все конструкции, предоставил свои исследования национальной библиотеке и, таким образом, сделал возможными некоторые корректировки в чертежах, основывающихся на рисунках и тексте труда Фоурнира. Так было исправленно положение блинда. Палуба гальюна была опущена в соответствии с направлением стрельбы погонных орудий. Число бонетов было уменьшено до двух, как на рисунке. Изначально было нарисовано три, из-за того, что на рисунке четыре ряда тросов были обозначенны как булини. На изображении «Great Harry» они же обозначенны как гини или нок-гордени. Если убрать один бонет, то они не занимают, как на основании данных из книги написано, половину площади паруса. Вышеназванные гини были на передней и на задней стороне паруса. Рисунок «Great Harry» показывает их даже на марселях, из чего следует, что дополнительные паруса обслуживались с марса. Кажется разумным показать упомянутые в глоссарии Фоурнира риф-сезни. Возможно, имелось только два ряда риф-сезней.
|
|
|
© fomin-boria2012 |