«Синева» не подвела
Они мечтали о счастье
Исковерканная память
О историческом и юридическом воздаянии и возмездии
Последняя операция Великой Отечественной войны - Пражская наступательная операция
Последней стратегической операцией, которую провела Красная Армия в Великую отечественную войну, стала Пражская наступательная операция (5-12 мая 1945 года), в ходе неё была освобождена столица Чехословакии - древний город Прага и была разгромлена последняя крупная группировка вермахта – группа армий «Центр».После разгрома врага на Берлинском направлении и капитуляции 2 мая Берлинского.
роянский конь для ВПК России?
«Мистраль» – крупный военный корабль водоизмещением в 21 тыс. тонн и длиной в 210 метров. Судно способно развивать скорость более 18 узлов (около 35 км/ч), дальность плавания составляет 37 тыс. км. Вертолетоносец способен брать на борт 16 тяжелых вертолетов. Общая численность экипажа судна, включая команду обслуживающую вертолеты, составляет 390 человек. Помимо этого десантный вертолетоносец способен принять на борт до 900 солдат, 40 единиц бронетехники или 70 автомашин.
В настоящее время споры вокруг покупки данных кораблей у Франции набирают обороты, мнения военных специалистов разделились, все больше слышится голосов скептиков. Так с резкой критикой подобной покупки выступил капитан 1-го ранга, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. Чтобы нашим читателям не было совсем скучно, мы приведем не просто комментарии эксперта, но и дополним их своими данными, которые расходятся с его данными и находятся в широком доступе (далее в тексте выделено курсивом).
Какие цели может выполнять «Мистраль» в России.
В структуре российского ВМФ просто нет задач, которые мог бы решать данный корабль. Каждое судно должно быть встроено в систему вооруженных сил, в частности флота, и выполнять вполне определенные задачи, именно поэтому необходимости в «Мистрале» нет.
Данный корабль предназначен в первую очередь, для экспедиционных операций с переброской десанта на дальние расстояния. Французам данный корабль необходим, у них есть свои интересы в той же тропической Африке. Данные корабли строились с прицелом на поддержку проводимой страной колониальной политики в странах третьего мира.
И тут возникает вопрос, какие колонии собирается захватывать Россия? Может быть высаживать десанты в Латинской Америке? Единственное направление в России, где мог бы быть использован этот корабль это грузинское. Но такое внимание небольшой Грузии является явно избыточным. В случае вероятного конфликта с этой небольшой кавказской страной этот большой и слабовооруженный корабль, предназначенный для переброски десантов на 1000 км. подходит не самым лучшим образом.
Вот так вот легко эксперт обошел еще одно направления использования подобных судов – Курилы и Сахалин. Именно туда в состав Тихоокеанского флота должен будет отправиться первый корабль класса «Мистраль».
Черноморский флот на сегодняшний день уже располагает 6 десантными кораблями проектов 775 и 1171, которые вполне отлично справились бы со своей задачей. Кто-то считает, что достоинство «Мистраля» в том, что он может нести на борту 16 вертолетов, но противолодочные корабли проектов «Москва» и «Ленинград» могли нести по 25 вертолетов.
Здесь уважаемого капитана первого ранга понесло особенно сильно. Во-первых, десантные корабли проектов 775 и 1171 относятся к поколению боевых судов созданных еще в 1960-70-е годы. Во-вторых, их десантные возможности сильно ограниченный, к примеру, первый способен взять на борт усиленную роту морской пехоты или 225 десантников, все вооружение корабля это две спаренные 57-пушки и системы РСЗО «Град» для поддержки десанта, запомните про артиллерийское вооружение, в дальнейшем это вам пригодится. Второй БДК более крупный и лучше вооруженный способен взять на борт до 440 десантников и 20 танков, опять же проигрывает «Мистралю» при том, что первые корабли этой серии были построены еще в 1966 году!
Далее капитан 1 ранга сравнивает несравнимое – противолодочный вертолетоносец с универсальным десантным кораблем-доком, который может выполнять 4 разных функции – десантное судно, вертолетоносец, плавучий командный центр, плавучий госпиталь. Не знаю, где Константин Сивков нашел данные о 25 вертолетах на кораблях проекта «Ленинград» и «Москва», возможно, эта информация до сих пор «засекречена» поэтому во всех свободных источниках указывается, что подобные корабли несли 14 вертолетов Ка-25 максимальная взлетная масса которых 7 тонн! «Мистраль» берет на борт 16 тяжелых (12-тонных) вертолетов, в нашем случае это уже машины Ка-27 и Ка-52. К тому же он способен брать на борт до 32 легких винтокрылых машин, о чем капитан почему-то умалчивает. Ну а самое главное и «Ленинград» и «Москва» из состава флота выведены еще в середине 90-х.
В настоящий момент флот не имеет необходимой инфраструктуры для обслуживания подобных кораблей, следовательно ее придется создавать с нуля, что потребует новых колоссальных затрат денежных средств.
Покупая французские корабли, мы подаем соответствующий сигнал для наших прежних партнеров по военно-техническому сотрудничеству о том, что Россия признала превосходство своего конкурента на рынке вооружений – Франции. Поэтому они могут начать тянутся не к нашему, а к французскому оружию, а данный корабль выполнить для ВПК страны функцию «Троянского коня».
Какие инновации несет в себе «Мистраль»
На взгляд Константина Сивкова, корабль имеет одну инновацию – трубопровод подачи авиационного горючего проходит в районе камбуза! Данная вещь является инновационной, но не факт, что полезной. Фактически конструкторы корабля изначально «запрограммировали» его на возникновение пожаров.
К слову, Россия приобретает вертолетоносцы "Мистраль" со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию.
Покупая корабли класса «Мистраль» мы оказываемся технологически привязаны к западным странам. Недавний пример такой привязки – Венесуэла. Еще недавно эта страна покупала американские истребители F-16. После того, как отношения между странами ухудшились, Вашингтон просто прекратил поставки в страну авиационных комплектующих, и истребители быстро пришли в негодность.
Еще более показательный пример операция «Буря в пустыне» 1991 года, когда одной из главных причин проигрыша Садама стало то, что на вооружении Ирака находилось большое количество французских и американских ЗРК «Кроталь», «Хок», «Роланд», которые перед началом операции были выедены из строя командой со спутников. Современная боевая техника создается с учетом установки в нее специальных программ, благодаря которым страна изготовитель в случае необходимости способна вывести ее из строя.
Однако вот, что можно прочесть о ПВО Ирака во время проведения операции «Буря в пустыне». ПВО Ирака представляла собой довольно грозную силу и в большинстве своем состояло из оружия советского производства. На вооружении имелось 38 ЗРК С-75, 50 ЗРК С-125, 36 ЗРК «Куб», 23 ЗРК «Оса-М», около 1235 ПЗРК «Стрела-1-2М» и ЗРК «Стрела-10 СВ», 302 ПЗРК «Игла-1» и более 1000 различных артиллерийских орудий, а также 18 ЗРК «Кроталь» и 40 ЗРК «Роланд-2». Наверно их потеря была существенна, но уж явно не катастрофична для обороны страны. Кстати, потери авиации союзников за время операции «Буря в пустыне» составили – 52 самолета и 23 вертолета и это по официальным данным, возможно именно поэтому в дальнейшем о потерях авиатехники в НАТО стали помалкивать, так при бомбардировке Югославии альянс официально признал боевую потерю лишь 2 машин.
Как оценивают «Мистраль» в мире
Данный корабль оценивается в основном отрицательно. Так его оценивают и американские эксперты. До сих пор подобные «корыта» не закупила ни одна страна мира кроме России, вопрос рассматривался Австралией, но в итоге они отказались от покупки. Не в последнюю очередь они отказались от покупки данного корабля из-за его низких боевых возможностей.
Бытует мнение, что Австралия отказалась от покупки кораблей во Франции, так как руководство страны имело твердое желание производить их на своих верфях, именно по этому обе страны не смогли договориться.
Или взять систему ПВО корабля – она очень слабая. По сути, состоит лишь из двух зенитных орудий, которые не способны поразить даже одиночную воздушную цель.
В пору вспомнить корабль проекта 775 вооруженный аж двумя спаренными 57-мм пушками, к слову «Мистраль» имеет помимо артиллерийского вооружения 2 установки зенитных ракет с двумя направляющими, а о том, какое вооружение получать наши корабли остается только гадать.
Корабли класса «Мистраль» очень громоздки и легко поражаются, не только авиацией, но и береговыми силами и другими кораблями противника. Учитывая повышенную пожароопасность, попадание в корабль 1-2 авиабомб или снарядов может оказаться смертельным для значительной части его десанта.
Установка наших морских комплексов ПВО проблемно ввиду компоновки корабля, к тому же установка более совершенных систем уменьшит полезную нагрузку судна. Есть еще один существенный момент, корабль изначально разрабатывался для действия в теплых тропических водах, у нас же совершенно другие климатические условия, что вызовет повышенные трудности в эксплуатации и усилит износ.
Умеет ли Россия строить «современные» корабли
В последнее время нас все пытаются убедить, что Россия не в состоянии производить современные суда – это вранье. Россия в состоянии строить корабли первого класса и даже тяжелые авианесущие крейсера. Почему-то подобная продукция выпускается для Индии и Китая, тот же авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» для Дели.
Тот же авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был заложен в 1978 году! В 1987 году включен в состав флота (строился почти 10 лет) передан ВМФ Индии после полной перестройки.
Однако наши военные «реформатор» считают, что Россия не в состоянии произвести более простой корабль класса «Мистраль». По расчетам наших кораблестроителей, постройка подобного корабля в России обошлась бы в 150 млн. евро, а не в 1,37 млрд. за два судна. Таким образом, мы вкладываем огромные средства в поддержку не своей, а чужой корабельной промышленности, в итоге работой будут обеспечены не наши, а французские рабочие. Все это наводит на мысль, что при подобной закупке вооружений большую роль играют коррупционные схемы.
26.01.2011, 00:55
Фото: Дмитрий Кощеев |
Портовый город Сен-Назер на западе Франции оказался вчера в центре внимания ведущих информационных агентств мира.
Здесь в присутствии французского президента Николя Саркози и вице-премьера РФ Игоря Сечина было подписано межправительственное соглашение о строительстве для российского ВМФ четырех вертолетоносцев класса "Мистраль".
Совместная работа начнется на верфях компания STX и продолжится в питерских доках. Детали сделки подробно изложат в контракте, который еще предстоит заключить. Но заранее известно, что первую партию "Мистралей" - два корабля соберут в Сен-Назере, а еще пару вертолетоносцев - в России. Под эту задачу на острове Котлин близ Санкт-Петербурга завод "Адмиралтейские верфи" в ближайшие четыре года возведет совершенно новые производственные мощности.
Логика поэтапного ввода кораблей-доков в общем-то понятна. Строить их сразу в России не получится - для этого у нас нет ни соответствующей материальной базы, ни специалистов. Разделив масштабную работу по времени и географии, отечественные судостроители добьются двойного эффекта. Прежде всего во время "французского" периода работ в Сен-Назер будут командированы бригады наших инженеров, проектировщиков и других специалистов. Во Франции они наберутся новых знаний и опыта, необходимых при производстве современных боевых кораблей. Пока на берегах Луары будут возводить первые "Мистрали", под Питером успеют построить новые верфи.
К этому времени в местах будущей дислокации кораблей создадут подходящую для их эксплуатации инфраструктуру, а командование ВМФ подготовит полноценные экипажи.
Подписание российско-французского соглашения эксперты уже называют историческим событием. Дело не только в многомиллионной сумме сделки - за каждый "Мистраль" мы выложим около 600 миллионов евро. Впервые в новейшей истории боевые корабли для нашей военно-морской группировки решено собирать на верфях страны, входящей в НАТО. С ее помощью Россия не просто обновит флотский арсенал, но и получит технологии производства современных кораблей. Именно это требование наши военные озвучили задолго до объявления конкурса на строительство вертолетоносцев. В разговоре с корреспондентом "РГ" первый заместитель главы военного ведомства Владимир Поповкин откровенно признавал:
- У нас нет доков, чтобы построить авианосец. Но когда начинаются разговоры, что кто-то ведет переговоры с французами, сразу поднимается шум. Говорят: нельзя этого делать. Мы, мол, погубим отечественную судостроительную промышленность. А как быть, если промышленность не может сделать то, что нам надо?
Неоднозначно воспринимали готовящийся контракт и на Западе. Делиться с нами военно-производственными секретами там не привыкли. Потребовался примерно год, чтобы здравый смысл и коммерческая выгода от потенциальной сделки взяли верх над стереотипом - в оборонной сфере с русскими дел не иметь.
Тем не менее, передачи 100-процентных близнецов стоящих на вооружении французских ВМС "Мистралей", по-видимому, не будет. В прессе появлялись сообщения, что комплект боевой системы SENIT-9 на экспортном варианте вертолетоносца останется. Но без рабочих кодов. А вот систему обмена данными Liaison туда не поставят. Она является универсальной для кораблей НАТО, и передавать такую аппаратуру другим странам без согласия всех членов альянса запрещено.
Навигационное оборудование, автоматизированные системы управления кораблем и оружием наших адмиралов, конечно, живо интересуют. Однако трудно себе представить, что флотские летчики станут пилотировать чужие машины вместо привычных Ка-27 и Ка-29. Скорее всего, авиатехнику и вооружение на вертолетоносцы будут ставить отечественное.
Но зачем российскому ВМФ нужны корабли такого класса? Отчасти ответ на этот вопрос дал начальник Генштаба. Николай Макаров не скрывает потребности ВМФ в унифицированных командно-десантных судах. Другими словами, нам нужен корабль, который одновременно будет штабом флотской группы или группировки и средством десантирования личного состава.
Подобных плавсредств сегодня Россия не имеет, а французский "Мистраль" отлично подходит для такой роли. Это достаточно крупный корабль с типичными признаками авианосца - сквозной палубой и сдвинутой к правому борту надстройкой. В то же время "Мистраль" - самое современное средство десантных сил. Вертолетоносец способен взять на борт целую бригаду морских пехотинцев - около полутысячи человек. Оперативно переправить их на берег или в другое место можно по воздуху, с помощью 8 десантных вертолетов. Их прикроет восьмерка штурмовых вертолетов. Другой путь - по воде. Корабль оснащен четырьмя легкими десантными катерами и двумя катерами на воздушной подушке. На борту имеется внушительное вооружение - зенитно-ракетные комплексы, артустановки и крупнокалиберные пулеметы. При необходимости на вертолетоносец можно погрузить до 40 танков и около 70 автомашин. Помимо 160 членов экипажа корабль способен разместить полторы сотни офицеров и матросов.
"Мистраль" выглядит и достаточно эффективным средством борьбы с морскими пиратами. Главком ВМФ Владимир Высоцкий уже дал понять: после того, как Россия закупит эти корабли, наше участие в международных операциях у Африканского Рога наверняка активизируется.