КОРАБЛЬ ЭГЕЙСКОГО МОРЯ (о. КРИТ)

08.jpg

 

08.gif

 

      Pеконструкция этого гребного судна произведена по рисунку на вазе из Тебена (IX-VIII века до н. э.). Древний художник изобразил продольный брус для крепления весел правого борта над брусом левого для того, чтобы нагляднее показать общее число весел. Как уверяют известные западные историки флота Э. Генриот и В. Лундстрем, это ни в коем случае не двухъярусное гребное судно (даже по соображениям остойчивости). Это узкий корабль с далеко выступающим тараном и двумя большими рулевыми веслами на кормовой площадке. В носовой части сооружен помост, над которым крепились оленьи рога или щупальца мифологического существа Медузы-Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил впечатление морского чудовища и должен был устрашать врагов. Длина судов составляла 20-30 м, ширина - 1/6 длины. Из-за высоких стоек-опор весла входили в воду под довольно большим углом, что снижало их эффективность при гребле. Через несколько столетий этот недостаток был устранен на галерах.

02.jpg

02.gif

      Pазвитие морской торговли в Древнем Египте влекло за собой совершенствование конструкций судов. Появились носовой и кормовой брусья. На них были сделаны шипы, куда входили доски обшивки. Уменьшился носовой свес, рулевые весла были увеличены и закреплены в прочных уключинах. Однако из-за еще недостаточной продольной прочности корпус стягивали канатом на специальных опорах. На носу и корме имелись небольшие площадки. Мачта с прямым парусом и две загнутые на концах реи с тавляли парусное вооружение. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение египетских морских судов достигало 60-80 т. Строили и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков. Вдоль планширов' бортов крепили небольшие колышки-уключины, к которым привязывали короткие весла с копьевидными лопастями. На расширяющихся "перьях" форштевня2 и ахтерштевня* наносили символические рисунки или изображение глаза. Планшир - самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы). форштевень - носовая оконечность корабля. Ахтерштевень - нижняя кормовая оконечность корабля.

ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ ЕГИПТА

03.jpg

 

03.gif

      По древнеегипетским барельефам известный шведский ученый истории флота В. Лундстрем восстановил облик боевого египетского корабля 1200-х годов до н. э. У корабля был довольно вытянутый корпус с прочным поперечным набором', опирающимся на мощный килевой брус, что позволило отказаться от продольной стяжки канатом, столь характерной для торговых судов. Килевой брус в носовой части оканчивался металлическим тараном в виде головы животного. На далеко выступающем ахтерштевне крепилось одно, но крупное рулевое весло. Дополнительную прочность корпусу придавали банки2, идущие от борта к борту. Гребцы укрывались от стрел за фальшбортом, высота которого составляла 80 см. По оконечностям судна жестко крепились огражденные площадки для лучников, которые располагались, кроме того, в плетеной корзине на топе мачты. Египетские лучники, имевшие на вооружении дальнобойные (поражение 150-160 м) луки, были основной ударной силой египетского боевого корабля. Такие суда строились длиной 30-40 м.
1 Набор судна - каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.
2 Банка - доска для сидения гребцов.

  ФИНИКИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОРАБЛЬ

04.jpg

 

04.gif


      Лучшими мореходами и судостроителями Древнего мира за 1500-1000 лет до н. э. были финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря. Знаменитый ливанский кедр, покрывавший склоны гор их родины, давал прекрасный материал для строительства прочных мореходных судов. На рисунке изображен финикийский торговый корабль (1500 года до н. э.) - довольно вместительное палубное судно с мощными штевнями' и двумя кормовыми веслами. Вдол! бортов крепились решетки из прутьев для ограждения палубного груза. Мачта несла прямой парус на двух изогнутых реях, по типу египетского. К носовому штевню крепилась большая амфора для хранения питьевой воды. Финикийские кормчие внесли вклад в морскую науку, введя деление окружности горизонта на 360°, кроме того, они составляли для моряков надежные описания небесных ориентиров. Финикийцев с полным основанием можно считать первыми торговыми мореплавателями.
Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях кораб

 ФИНИКИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ

05.jpg

 

05.gif


      Узкий, вытянутый корпус финикийской биремы состоял как бы из двух этажей. Верхний был отдан кормчим и воинам. Для увеличения остойчивости корабля финикийцы опустили кринолины2 на уровень основного корпуса. Окованный бронзой, массивный, выступающий, словно рог, таран, являлся главным оружием быстроходной биремы. Традиционное съемное парусное вооружение применялось при попутных ветрах и было типичным для Средиземноморья. Акростоль'' кормы круто загибался, подобно хвосту скорпиона, а балюстрада боевой площадки прикрывалась щитами воинов, укрепленными вдоль бортов. Финикийцы считались лучшими моряками своего времени и многие государства Древнего мира часто использовали их в качестве наемников. На открытке изображена боевая бирема 70 года до н. э. Длина ее около 30 м, ширина основного корпуса - 1/6 длины.
Бирема - гребной военный корабль с двумя ярусами весел.
Кринолин - площадка, где размещались гребцы.
Акростоль - декоративная кормовая оконечность.

АССИРО-ФИНИКИЙСКИЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ

06.jpg

 

06.gif

 

      Изображенное на открытке судно относится к 1500-1000 годам до н. э. Это был довольно узкий, крепко скроенный корабль, с обшивкой вгладь, мощными штевнями и бархоутами', идущими по периметру корпуса. Палуба для воинов поднята на стойках в виде платформы. Она была закрыта фальшбортом, на который навешивались щиты воинов. Массивные кормовое и носовое весла существенно отличали корабль от подобных судов того времени. Они позволяли кораблю менять курс на 180°, не разворачиваясь, что значительно увеличивало его маневренность (во II веке такое расположение рулевых весел ввел на своих боевых палубных лодьях киевский князь Изя-слав). Кроме того, в бою эти весла прочно скреплялись с корпусом и играли роль таранов. Мачта была съемная. Два яруса весел позволяют отнести этот корабль к классу бирем. Длина его колебалась от 25 до 35 м, ширина 4-5 м.
Бархоут - пояс наружной обшивки из прочных досок у грузовой ватерлинии.

АССИРО-ФИНИКИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОРАБЛЬ

07.jpg

 

07.gif


      Oригиналом для изображения корабля послужил рисунок на одной из античных ваз, относящейся к VIII веку до н. э. Корпус судна имел чашеобразную форму. Высота борта небольшая. Обшивка выполнена из досок и поднята только в носовой и кормовой частях. Палуба-настил, установленная на многочисленных опорах и обнесенная перилами, соединяет носовую площадку с кормовой. Невысокая прочная мачта несла большой прямоугольный парус, простеганный для прочности кожаными ремнями. Утверждать, что мачта могла изменять наклон, нет достаточных оснований, однако свободное скольжение фалов' по вилкообразному топу2 вполне возможно. Это позволяло подбирать парус путем подвязывания его на рей3. В корпусе, нередко заливаемом водой, перевозили обычно амфоры, плотно закупоренные и залитые воском или смолой, в зависимости от характера груза. На верхней палубе крепили наиболее ценные грузы. Носовая часть была окована железом, защищавшим корпус при ударе о корабль неприятеля. Судно было полувоенным и могло успешно защищаться от многочисленных в те времена пиратов.
Фал - конец для подъема и спуска паруса.
Т о п - верхняя оконечность мачты.
Рей - круглое веретенообразное рангоутное дерево, к которому крепится парус.

© fomin-boria2012

Создать бесплатный сайт с uCoz